«ОХОТНИЧЬЯ ПОЛЬКА» (Штраус) – со стреляющим дирижёром
Бурные аплодисменты Цоканье каблучков. Выходит Людочка. Людочка: Вы прослушали замечательную «Охотничью польку». Музыка – Иоганна Штрауса-младшего. Предупредительные выстрелы – народного артиста Украины Владимира Гаркуши (?). Выстрелы маэстро носят пока что превентивный характер. Они объясняются нашим осадным положением. Но мы ещё раз просим всех вас сохранять спокойствие – ситуация находится под контролем. Свет восстановлен, звук заработал, буфет заработал тоже. Появляются Шмоланд сотоварищи. Видно, что они из буфета. Например, у Шмоланда – чашечка кофе (с сигарой?), у Гены пакеты (он набрал с собой) с палками колбасы, батонами хлеба, бутылками). У Юры в руках два бокала с шампанским. Шмоланд: Очень приличный буфет, между прочим. И кофе вполне настоящий. Гена: Не то, шо на Альдебаране – помните в прошлом году? Юра (протягивает Людочке бокал): А это – вам! Людочка (смущённо): Мне? (берёт бокал, смотрит на него) Это всё мне??? Юра: Нет, не всё! (изящно достаёт из кармана шоколадку) Это тоже вам! (произносит тост) За то, чтобы вся эта история счастливо закончилась! Людочка: Для нас? (обводит рукой театр) Юра (сладко): Для нас – всё только начинается… Собираются чокнуться и выпить, но Шмоланд останавливает процесс Шмоланд: Друг мой, Вувузела – по-моему, вы торопитесь. Наша очаровательная проводница в мир прекрасного ещё находится при исполнении. Гена (вставляет свои «3 копейки»): А выпившая проводница – это всегда проблема! Шмоланд (Людочке): Итак, какую новую страницу из жизни этого… любопытного человечества мы откроем сейчас? Врывается Директор. На Директоре следы некоторых побоев. Возможно, что-то порвано из одежды. Возможен синяк под глазом. Директор: Та какая «страница»??!! Какого… «человечества»???!!! Они уже ногами начали! (держится за бок) Ох… Директор в сердцах выхватывает у Людочки бокал с шампанским, который она не успела выпить и залпом выпивает его. Директор: Фух… Короче, Шмоланд, вы собираетесь включать свои сверхъестественные способности для нашей защиты? Или песенки будем петь? Шмоланд: Будем петь песенки. Директор (обречённо вздыхает): Понятно… (берёт у Юры бокал с шампанским, залпом выпивает и его, вытирает губы)…Союзники со Вторым фронтом кидают… Директор берёт у Людочки шоколадку и в сердцах откусывает большой кусок Шмоланд: Да не волнуйтесь вы так. Успеем мы показать вам всё сверхъестественное. Юра (Людочке):Не волнуйтесь, успеем… Шмоланд: А «песенки» – как вы их назвали – всё-таки послушать надо. Гена: Конечно. Люди ж готовились. Диезы учили, бемоли, форшлаги всякие… Это же опера, детка! Шмоланд (задумчиво): Вот ведь парадокс. Человек всё время готовится, готовится – и всегда не готов. Пауза. Шмоланд оглядывается в ожидании Тарелочника с его отбивкой. Директор (разводит руками):Люди - на передовой… Возможны за сценой какие-то звуки, крики, взрывы. М.б., слышно: «Отдавайте!», «Не отдадим!». Возможны короткие перебои со светом. Директорнервничает, дёргается. Шмоланд: Не волнуйтесь. Я же сказал – всё будет в порядке. Гена: Или не будет. Юра: Или не всё. Шмоланд: Видите – сколько вариантов? Интересно же! Что нам готовит будущее… Людочка встрепёнывается, выходит «на позицию». По ходу её объявления выстраивается «зимняя» декорация Людочка: Ария Ленского «Что день грядущий мне готовит» из оперы Петра Ильича Чайковского «Евгений Онегин», написанной в одна тысяча восемьсот семьдесят седьмом тире одна тысяча восемьсот семьдесят восьмом годах. Действие второе, картина вторая. Раннее морозное утро. У оледенелой мельничной плотины появляется Ленский. Выходит по-зимнему одетый Солист. С пистолетом! Людочка: Рядом с ним – его секундант Зарецкий. Никто не выходит. Директор оглядывается, затем достаёт зимнюю шапку (или вязаную шапочку, как у Никулина) и становится рядом с «Ленским») Людочка: Они ждут опаздывающего на дуэль Онегина. Солист и Директор изображают нетерпеливое ожидание. Директор смотрит на часы. Людочка: Наконец Зарецкий не выдерживает и идёт к мельнице искать Онегина. Директор неуклюже кланяется и уходит («к мельнице, искать Онегина»). Вполне возможны аплодисменты. Людочка: Ленский остаётся один. Он в глубоком раздумьи. «Паду ли я, стрелой пронзённый? Иль мимо пролетит она?» - рассматривает варианты своего ближайшего будущего молодой поэт – в исполнении народного (заслуженного?) артиста….. (ведущего мастера сцены...? артиста первой (второй) категории?)…… АРИЯ ЛЕНСКОГО («Евгений Онегин»)
Бурные аплодисменты. На аплодисменты выходит и Директор (как исполнитель роли Зарецкого) и тоже кланяется. Шмоланд: Браво, браво! Я восхищён. Я плачу. Ну, там…В глубине души. (друзьям) Да, друзья, предсказывать будущее – дело благородное… (указывает на Ленского)…но неблагодарное. Появляется Тарелочник. Он – легкораненый (м.б, перевязана рука).
(Примечание. В дальнейшем – с каждым появлением Тарелочника – степень его «ранености» увеличивается, он всё более забинтован и загипсован. Т.е., он параллельно участвует в боевых действиях по обороне театра) Отбивка Тарелочника Шмоланд(вопросительно): Но пасаран? Тарелочник кивает, делает «рот-фронт», отбивает и уходит Шмоланд: Да, героизм, романтика, сильные чувства, дуэли… (Ленскому) Скажите, а вот лично вы могли бы застрелить человека? «Ленский»(задумывается): Ну…Нет… Пожалуй…Нет… Точно – нет! (маленькая пауза, смотрит на свой пистолет) И вообще – я не военнообязанный! Гена (в готовности): Камамбер, подарок доставать? Шмоланд: Ну, конечно. Мы же всем дарим. Гена лезет за подарком. Достаёт большого плюшевого медведя с бантом. «Ленский» в предвкушении подарка. В это время опять мигает свет, за сценой шум, выстрелы (?), крики: «Отдавайте!», «Не отдадим!» Директор(не выдерживает): Послушайте, камамбер Шмоланд! Вы видите, что делается?! Мы преступно теряем время! Шмоланд: Ну, что ж. Вы правы. Время будем экономить. Вот только – на чём? (задумывается) А, ну да! На подарках! Гена прячет подарок назад. Шмоланд («Ленскому», деловито):Спасибо, Ленский. До свидания. «Ленский», лишённый подарка, медленно выходит из фрустрации. «Ленский»: А вы знаете… (смотрит на свой пистолет) А пожалуй… Я бы смог… Застрелить… Человека… Одного… «Ленский» медленно направляет пистолет на Директора. Директор медленно пятится, затем, ускоряясь, убегает за кулисы. «Ленский» с пистолетом убегает за ним. Гена (Юре, кивая на кулису):Догонит? Юра: Не-а. Гена: Ну, хоть убьёт? Юра: Не-а. Гена: Спорим? Юра: Под что? Гена(косясь на Шмоланда, достаёт неподаренного плюшевого медведя): Под это. Юра: Давай.
В это время из противоположной кулисы появляется слегка запыхавшийся Директор. Сразу же апеллирует к Шмоланду. Директор: Знаете, товарищ Шмоланд, что я вам скажу? Гена со вздохом отдаёт плюшевого медведя Юре. Шмоланд (Директору): Знаю. Но скажите. Директор: Вот это ваше решение экономить время за счёт подарков… Это…извиняюсь за выражение…какая-то..еврейская логика! Шмоланд: За какое именно выражение вы извиняетесь? Директор(в замешательстве): Ну, евреи… Ну, вы, может быть, не знаете… Они, может быть, не везде есть… Гена: Та не – везде, я погуглил! Даже отут, в областной администрации… Директор быстро его останавливает Директор: Сразу хочу сказать, что я отношусь к ним нормально, у меня даже друзья есть. Особенно – там… (показывает в оркестровую яму; звук скрипочкиJ), но… но… (Директор в полном замешательстве) Цоканье каблучков. Людочка приходит на помощь Людочка: Хор евреев из оперы Джузеппе Верди «Набукко», написанной в одна тысяча восемьсот сорок первом году! Юра (шёпотом): «Набукко» - это кто? Гена(смотрит в гаджет): «Набукко» - это газопровод. Ну, в обход который. (показывает жестом) Людочка (поясняет): Набукко - сокращённая итальянская интерпретация имени вавилонского царя Навуходоносора Второго. Итак, действие третье, картина вторая. Вавилон. Евреи-рабы поют о своих бедах и горестях, о потерянной родине, о разрушенном Храме и о других своих еврейских проблемах. Они верят, что Всевышний смилостивится, а Набукко… Гена (поясняет Юре):Ну – Навуходоносор… Людочка: …а Набукко – отпустит их домой, в Израиль. «Ва, пенсьеро, сул али дорате, ват ти поза, су кливи, су колли» - поют евреи. Юра (у Шмоланд): Камамбер, вы понимаете по-еврейски? Шмоланд: Да. Но они поют по-итальянски. Гена: А шо – евреи знают итальянский? Шмоланд: Они знают всё. Людочка: Итак, на сцене евреи! Услышав это, Директор оглядывается и быстренько сваливает со сцены. Людочка: Они плачут… Юра (неожиданно, хору): Евреи, подождите, не плачьте! (Людочке, с чувством) Это – вам! Юра вручает Людочке плюшевого медведя с бантом. Людочка: Мне??? Юра обаятельно кивает. Людочка потрясённо берёт медведя и медленно уходит. Юра (хору, радостно):Евреи, плачьте! ХОР РАБОВ-ЕВРЕЕВ («Набукко»)
Бурные аплодисменты Шмоланд (хору): Браво, браво! Это было грандиозно. И я уверен – вы обязательно восстановите свой разрушенный Храм! Неожиданно из хора евреев выскакивает «еврей» Сергеев Сергеев (пафосно): Наш Храм – это наш театр! И разрушить хотят ЕГО! (к хору) Ну, что, евреи, коллеги, ребята? Защитим Храм? Не отдадим? «Не отдадим, не отдадим»! Хор подхватывает: «Не отдадим, не отдадим!» и мужественно двигается в кулисы. Один «еврей» останавливается и спрашивает у Сергеева. «Еврей»: Скажите, Сергеев! А вот эта защита нашего театра… (поправляется)… не, ну Храма нашего… Она как будет оплачиваться – как сверхурочная? Навстречу из кулис выскакивает Директор Директор: Вот народ! Вот народ! (уточняет) Не, я не имею в виду какой-то народ конкретно, я вообще! «Евреи» продолжают двигаться Директор: Ну, ладно, ладно! Сверхурочные не обещаю, но отгулы будут. Потом, когда победим…«Не отдадим, не отдадим»! (жест) Директор и«евреи», скандируя «Не отдадим!», скрываются в кулисе. Шмоланд: Сергеев! Гена: Сергеев! Юра свистит. Сергеев оборачивается Сергеев: Я вас слушаю, товарищи пришельцы! Шмоланд: А вот нам хотелось бы послушать ВАС…товарищ Сергеев! Вы вообще-то… петь умеете? Сергеев: Я – заслуженный артист! Гена: А шо ж не поёте? Сергеев: Очень большая общественная нагрузка… Я ведь председатель профсоюзной организации нашего… Юра: Да знаем, знаем! Сергеев: Коллеги оказали мне высокое…так сказать… Но я это всё делаю на общественных началах! Абсолютно бескорыстно! Шмоланд (задумчиво): Интересная вещь этот бескорыстный труд… Это работа, причём не за деньги – она занимает у человека все силы, всю энергию, всё время… которое должна была бы занимать работа, за которую он получает деньги! Отбивка «тарелочника» (ещё более «раненого») Гена (указывает на тарелочника, уважительно): От человек! И на общественном фронте своё получил, и на основную работу успел. Юра: А, между прочим, не какой-то там «заслуженный» - а актёр третьей категории! Тарелочникотбивает и уходит «на фронт» Сергеев (закипает): А вы знаете… Я спою! Здесь и сейчас! Несмотря на то, что я нужен там и сейчас! Сергеев показывает в кулису, откуда слышно: «Отдавайте!», «Не отдадим!», «Сергеев!», «Где Сергеев?» Сергеев (в кулису): Сейчас! (Шмоланду) Причём спою абсолютно бескорыстно! Шмоланд: О чём же? Сергеев: О корысти! Чтобы вы увидели – как это плохо! Гена: В смысле - как плохо вы поёте? Шмоланд: Бергамот, не хулиганьте! Не обижайте нашего заслуженного! Пусть он подарит нам замечательную сольную партию! Сергеев: Партию я вам не подарю. Я беспартийный. Но!Я привык работать в коллективе! Будет дуэт. Мне поможет мой заместитель по культурно-массовой работе. Цоканье каблучков. Выходит Людочка (с медведем!) Людочка: Дуэт Графа и Джеронимо из оперы-буфф Доменико Чимароза «Тайный брак», написанной в одна тысяча семьсот девяносто втором году. Действие второе, сцена первая. Кабинет богатого купца Джеронимо. Обедневший Граф пытается втолковать своему предполагаемому тестю, что он отказывается жениться на его старшей дочери Лизетте, поскольку она ему не нравится. В ответ Джеронимо обвиняет Графа в нарушении договорных обязательств. В свою очередь, Граф предлагает переформатировать договор. Вариант графа следующий: он берёт в жёны младшую дочь, Каролину, которая ему нравится – но в качестве компенсации готов отказаться от половины приданого… Гена всё это время старательно конспектировал Гена (объясняет): Надо всё записывать, а то в этой опере так красиво поют, шо ни одного слова не понятно… Юра (глядя на Людочку): Зато как говорят! И понятно, и очень – ну, очень! – красиво… Людочка смущённо утыкается в медведя, затем продолжает Людочка: …Так вот. Это партнёрское предложение нравится старому купцу: он получает в зятья графа, и при этом экономит пятьдесят тысяч. Таким образом, корыстные интересы каждого участника сделки синхронизируются. Гена(дописывает за Людочкой): «Син..хрен…» Людочка: «Хоть вы сейчас умрите, хоть умрите, хоть умрите. Хоть вы сейчас умрите, хоть умрите, хоть умрите – а старшую берите!» - настаивает председатель профсоюзной организации нашего театра, заслуженный артист Украины Александр Сергеев в роли купца Джеронимо. «Не будьте так упрямы, так упрямы, так упрямы! Не будьте так упрямы, так упрямы, так упрямы – поладим без труда мы!» - гарантирует ему заместитель председателя профсоюзной организации по культурно-массовой работе, артист первой(?) категории (мастер сцены?)………….. в роли Графа. ДУЭТ ГРАФА И ДЖЕРОНИМО («Тайный брак»)
Бурные аплодисменты Шмоланд: Браво, председатель, браво заместитель по культурно-массовой работе, браво всей профсоюзной организации! Бескорыстно, чисто и нефальшиво. Гена: Не, он там во втором куплете «ля» не взял, третьей октавы! Сергеев: Я никогда не беру то, что мне не положено! Второй солист: Если что – я добираю. Я всегда готов подстраховать товарища. (берёт ноту) А-а-а! Шмоланд: Мо-лод-цы. Ну, в общем, после вашего дуэта я понял одно: нужно идти на сделку с чистой совестью! Отбивка Тарелочника (в следующей степени «ранености»).
Уходит воевать.